5 января

Ровно век назад Рождество, которое до этого сотни лет было всеобщим любимым праздником, за пару десятков лет утратило свое значение. Менялась страна, и вместе с ней менялись традиции и ломались устои. 

Песня «В лесу родилась елочка»

Текст популярной детской песенки написала русская поэтесса Раиса Кудашева в 1903 году. Впервые стихотворение опубликовали в декабрьском номере журнала «Малютка» — он выходил в Санкт-Петербурге. Через несколько лет музыку к словам создал агроном Леонид Бекман. Он сочинил ее для своей маленькой дочки, а так как ученый не знал музыкальной грамоты, мелодию записала его жена.

«Елочка» пережила несколько рождений. В 1900-х годах она стала очень популярной рождественской песенкой, ее исполняли и на домашних праздниках, и в гимназиях, и в детских приютах.

В Первую мировую войну, когда Рождество отмечали сдержанно, мелодия немного забылась. После революции гимн религиозного праздника и вовсе был негласно запрещен. «Елочка» вернулась уже к третьему поколению советских детей — в 1930-е годы — и стала не рождественской, а новогодней песенкой.

В новом Советском государстве все было по-новому — и будни, и праздники. Традиции христианского Рождества и светского Нового года изменялись и смешивались, иногда причудливым образом. В 1920-е годы искоренение религиозных праздников и замена их гражданскими стали частью философии «нового быта». Предоставив гражданам привычные выходные дни, нужно было наполнить их новым, атеистическим, полезным для коллектива содержанием.

Советская пресса утверждала, что в церковь люди ходят «как в клуб или кинематограф» — для того, чтобы провести свободное время, развлечься, пообщаться. «А остальное праздничное время убивается совсем уж бессмысленно

Чтобы отвлечь народ от церковного празднования и сопутствующих «безобразий», устраивали «комсомольское рождество». Главными мероприятиями были «безбожные карнавалы», «красные коляды» и просветительские беседы. Активисты объясняли, что в христианском Рождестве нет ничего особенного: у этого праздника языческие корни, его аналоги существуют во всех религиях.

Интересно: Еще несколько лет Рождество Христово оставалось «красным днем календаря». Наряду с этим за празднование налагался штраф, как за прогул.

В годы Первой мировой войны с рождественской елкой боролись как с «немецкой выдумкой», в 1920–30-е годы — как с «буржуазным пережитком». Но безуспешно: нарядное дерево было слишком привлекательным символом для усталых и обездоленных людей.

До революции украшение елки было довольно дорогим удовольствием, занимались им в основном обеспеченные горожане, а большинству населения обычай был не близок. Это позволило советской власти позаимствовать выгодный образ у религиозного праздника. Нарядная елка со сладостями и подарками производила огромное впечатление на детей из бедных семей.

Новая елка — новые герои. Владимир Бонч-Бруевич оставил хрестоматийный рассказ о том, как Владимир Ленин посетил школьную елку в Сокольниках в 1919 году: «В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы устроил. Он раздобыл маленькие электрические лампочки и накануне, поздно вечером, когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви елки. Ликованию и радости детей не было конца. Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними. <…> Он колол для них грецкие орехи, наливал в блюдечки чай из горячих стаканов, подкладывал сладостей и ласково следил за всеми, точно все они были его семьей».

В 1935 году официальная пропаганда совершила очередной кульбит. Елки вернулись на улицы и в дома, возобновилось производство елочных украшений, советские поэты в срочном порядке сочиняли стихи и песни для детских праздников. Елка снова королева праздника, но уже не рождественского, а новогоднего. Она стала выглядеть иначе: красная пятиконечная звезда на вершине заменила Вифлеемскую, вместо ангелов на ветвях — летчики, танки, ракеты.

31 декабря 1941 года Михаил Калинин обратился к советскому народу по радио: «Дорогие товарищи! Граждане Советского Союза! Рабочие и работницы! Колхозники и колхозницы! Советская интеллигенция! Бойцы, командиры и политработники Красной армии и Военно-Морского флота! Партизаны и партизанки! Жители советских районов, временно захваченных немецко-фашистскими оккупантами! Разрешите поздравить вас с наступающим Новым годом».

С 1954 года главная детская елка страны проводится в Кремле. В 1964 году на телеэкраны вышел первый новогодний «Голубой огонек». Леонид Брежнев становится родоначальником традиции ежегодного телеобращения главы государства к народу. Салат оливье, селедка под шубой, шампанское и мандарины появляются на праздничном столе, где и остаются по сей день.

Открытки

            Обычай дарить праздничные открытки пришел в Россию из Европы во второй половине XIX века. Однако похожий ритуал существовал и раньше: считается, что традиция отправлять открытку началась с визитных карточек. В то время на них помещали не только личные данные владельца, но и рисунки.

Например, на визитке Александра Суворова была изображена охота на диких кабанов. Другим предком современной рождественской открытки можно считать популярные в народе лубочные картинки, посвященные традиционным зимним развлечениям.

Первую рождественскую открытку в 1843 году заказал чиновник сэр Генри Коул. Он понял, что ему тяжело самому готовить поздравительные письма многочисленным друзьям и родственникам, и обратился к художнику Джону Хорсли. Хорсли создал несколько одинаковых карточек с изображением семьи Коулов за праздничным ужином. Вскоре эта идея стала популярной по всей Европе, и подобные открытки стали печатать тысячными тиражами. Кстати, одну из сохранившихся карточек первой партии 1843 года продали в 2001 году на аукционе за 22 500 фунтов стерлингов — это почти 2 миллиона рублей.

В России XIX века открытки назывались «открытыми письмами». Их отправляли по почте знакомым и дальним родственникам. Интересно, что по почтовым правилам на обороте карточки ничего, кроме адреса, писать было нельзя, поэтому текст поздравления умещали на лицевой стороне, рядом с иллюстрацией. Этот запрет был снят только в 1904 году.

Поначалу в нашу страну привозили иностранные карточки, а первые отечественные открытки с изображением Санкт-Петербурга, Москвы и других российских городов были напечатаны в 1895 году.

По одной из версий исследователей, автором первой рождественской открытки в России был художник Федор Беренштам. Вначале на карточках изображали христианские сюжеты, зимние пейзажи и детские подвижные игры. В создании дореволюционных карточек принимали участие известные художники: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Маковский и Николай Рерих. Одним из самых популярных оформителей открыток была иллюстратор Елизавета Бём.

Отправка рождественских открыток быстро стала модным увлечением: их посылали не только дальним родственникам, которых не могли поздравить лично, но и близким друзьям, и даже соседям.

После Октябрьской революции празднование Рождества и Нового года было запрещено, и традиция обмена открытками временно прекратилась. Вторую жизнь этот обычай получил во время Великой Отечественной войны. В то время поздравительные карточки были патриотичны: на них помещали фотографии героев, подписи «Новогодний привет с фронта!», «Папе на фронт!», встречались даже изображения Деда Мороза с автоматом в руках.

В советское время список дел у главного новогоднего волшебника расширился: он летал в космос, управлял автомобилем, занимался фотографией, работал на ЭВМ. Вместе с Дедом Морозом на рисунках изображали Снегурочку и лесных животных. Рождественская же тема вернулась на открытки лишь в начале 1990-х годов.

Елочная игрушка появилась в России примерно в 30-е годы XIX века. Традиция пришла из Германии. Поначалу украшения даже нельзя было назвать игрушками в современном понимании: на елку вывешивалось все, чем были богаты, — банты из дорогих тканей, крупные ювелирные украшения. Помните «Щелкунчика»? Елки украшали, как в сказке, — яблоками, конфетами, свечами. В 1880-е годы в Российской империи начали целенаправленно работать «на елку»: стали производить стеклянные бусы для украшения рождественского дерева. Первые игрушки из стекла изготовили в Клину во время Первой мировой войны: пленные немцы научили местных стеклодувов делать не только посуду, но и елочные шарики.

Во время Великой Отечественной войны елочные игрушки тоже выпускались — правда, очень маленькими партиями: танки, солдаты, самолеты. После 1947 года 1 января снова объявили праздничным выходным днем, а елочные игрушки стали разнообразнее: на ветвях красовались всевозможные герои сказок, милые зверята. После выхода фильма «Карнавальная ночь» в моду вернулись стеклянные бусы. В 1960-е случился космический бум, и на всех елках страны появились космонавты, ракеты, спутники, планеты. Настоящие фрукты и овощи с елок пропали, зато появились стеклянные, как демонстрация сельскохозяйственных успехов Союза. При Никите Хрущеве была особенно популярна кукуруза, царица полей. Правда, с приходом к власти Леонида Брежнева она с елок практически повсеместно исчезла.

Примерно в это же время появились первые елочные гирлянды, и именно в 1960-х в Советском Союзе прекратилось кустарное изготовление елочных игрушек, а фабричное производство поставило на поток бесконечные пластмассовые снежинки, шишки и шарики.

Автор: Культура.рф