«Железной волею Петра
Преображенная Россия…»
В 1827 году Пушкин написал повесть (неоконченный роман) “Арап Петра Великого” о своем предке.
Для Пушкина история Петра 1 была еще и семейным преданием. С памятью о прадеде Пушкина по материнской линии Абраме Петровиче Ганнибале была связана и история старинного ларца. По легенде, А.П. Ганнибал возил с собой во время военных походов ларец-подголовник, надежный для хранения бумаг. Теперь это была реликвия Пушкина, свято хранимая им.
На письменном столе Пушкина также находилась чернильница с фигуркой опирающегося на якорь арапчонка – подарок друга П.В. Нащокина. Арапчонок – намек на Ганнибала, выходца из Абиссинии, который был привезен в Петербург на 8 году своего возраста в подарок Петру Великому. Юный арап стал крестником императора, находился подле него неотлучно и сопровождал во всех походах. Он получает лучшее образование в Европе, знает четыре языка, в России читает лекции, пишет учебники по фотификации и геометрии, ведет императорскую библиотеку.
В Царском селе на аллее дворцового парка увековечены герои событий Екатерининской эпохи. На Чесменской колонне в честь победы русского флота над турками высечены имена героев, в том числе и прадеда А.С. Пушкина – крестника Петра Великого. А рядом стоит другой бронзовый обелиск – Наваринская колонна. На ней крупными буквами отлиты слова: «Крепость Наварин в 1770 году сдалась бригадиру Ганнибалу. Пленных турок взято 6 тысяч». Тайно, чтобы не видели друзья-лицеисты», Пушкин сдвигал фуражку на лоб, отдавая честь доблестному деду. Более всего в прадеде Пушкин ценил независимость и достоинство в обращении с царями. И не мудрено, что вдохновленный биографией прадеда, он пишет о любимце Петра Великого и своем прадеде, основываясь на тетради жизнеописании Абрама Петровича Ганнибала.
« …И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб»