Музыка аушвицкого ада.
Я почти ничего не знаю о жертвах нацистского лагеря в Польше, не знаю и о карателях лагеря смерти. Прочитала в Интернете слова российского историка и философа, основателя Центра «Холокоста» Михаила Яковлевича Геффтера и ужаснулась: «Шесть миллионов евреев-расстрелянных, удушенных в газовках.//Шесть миллионов-и каждый в отдельности.//Это-память, противящаяся забвению».
27 января – День памяти жертв Холокоста. В этот день 1945 года советские войска освободили лагерь. И в этот день 2022 года, спустя 77 лет, в красивом таёжном городе Усть-Илимске на сцене ДК имени Ивана Ивановича Наймушина вновь, как и в прошлом году, состоялся музыкальный спектакль «Аушвиц Биркенау». Сцены из жизни лагеря смерти–открытие для меня, потрясшее душу год назад, заставившее задуматься над тем, как жестока война, как невыносимо знать о бесчеловечных, не поддающихся человеческому разуму зверствах фашистов, их чудовищных экспериментах над людьми-узниками нацистского лагеря.
И сегодня я не упускаю возможность посмотреть спектакль. Прохожу фойе, вижу застывшие фигуры девочек и мальчиков – узников Освенцима. Зрители в зале. Занавес ещё закрыт, но декорации, расположенные у подножия сцены, уже вызывают в душе тревожное волнение. С одноклассниками, ребятами 14-15 лет, ждём начала действия, такого далёкого и тяжелого для нашего ума и сердец. Что многим предстоит увидеть впервые? А переосмыслить? В школе нам говорят, что страшные годы Великой Отечественной войны забвению не подлежат и нам следует знать и помнить трагические страницы нашей истории, чтобы недопустить их повторения. Может быть, поэтому в зрительном зале так много детей?
Открывается занавес, и на сцену из нижних рядов выходят люди, встревоженные, испуганные, с чемоданами и узелками. В скученности и суматохе матери мечутся в поисках потерянных в толпе детей. Влюбленные держатся за руки, боясь неизвестности. Куда их везут, взрослых и детей, никому не сделавших зла, мечтающих о счастливой и радостной жизни? Никто не знает.
Со сцены слышится немецкая речь. Действие спектакля переносится в Польшу. Здесь, в живописном месте Аушвиц Беркенау (Willkommen zu Hause), лагерь смерти. Немецкие офицеры, считающие Германию исключительной страной, «очищают» мир от евреев и бесполезных людей: расстреливают, умертвляют в газовых камерах, сжигают в печах и ямах, обливая нефтью, проводят бесчеловечные эксперименты. Смотришь на драматические, музыкальные и хореографические сцены спектакля – и цепенеешь, вжимаешься в кресло: кажется, время переносит нас, живущих в светлом мире XXI века, в страшные, не имеющие срока давности сороковые годы двадцатого столетия. Как мог пройти человек такие мучения, страх, безысходность и мучительную смерть?
Перед зрителями другая сцена – узницы барака №12, юные и пожилые, наделённые музыкальным талантом и не имеющие его. Они, как и тысячи заключённых, знают, что и их ожидают непосильные работы, расстрелы, газовые камеры. Но даже в страшном аду немецкого лагеря Аушвиц женщины получают шанс продлить свою жизнь. Среди узниц — талантливая французская скрипачка Альма Розе. Эссесовцы назначают её дирижёром женского оркестра, который она должна организовать из женщин, далёких вообще от искусства музыки. Я плакала в сцене репетиции оркестра, видя, как Альма изо всех сил пытается научить играть их, никогда не державших в руках инструменты и не знающих нот. Слыша хаотичные звуки оркестра, Альма Розе в отчаянии упрекает женщин: «Нет! Нет! Это всё не так. Вы ничего не слышите! Господи! Почему же вы не звучите? Разве вы не хотите жить? Послушайте! У нас есть шанс выжить в этом аду! Мы должны! Мы должны научиться играть! Господи!»
Зрители не шелохнутся. Чувствую, как моё сердце пронзает боль. Возникает тревога за Альму: справится ли она с задачей, поставленной перед ней Марией Мандель – начальницей женских лагерей Освенцима, по злости превзошедшей мужчин и отправившей на смерть в газовые камеры полмиллиона жизней? Свирепая и беспощадная женщина – эссесовец могла за минуту решить судьбу не выполнивших её приказ узниц. Но Альма справилась! Два раза в день у лагерных ворот оркестр играет музыкальные шедевры для офицеров и их настроений (особенно любил классическую музыку один из самых жестоких и изощряющийся в экспериментах над людьми офицер доктор Менгель). Женский оркестр барака №12 играет и для тех узников, что следовали на изнурительные десятичасовые работы, и для палачей, и для всех евреев, и недостойных жизни — для всех, кто должен умереть.
Пять певиц, тридцать исполнительниц и восемь переписчиц нот спасены. Им продляют жизнь. Альме же не удалось выжить. Она ушла в мир иной со словами: «Такая маленькая жертва, как моя жизнь, стоит того, чтобы весь барак №12 выжил». Финальный монолог актрисы Юлии Ярцевой, исполняющей роль Альмы Розе, замечательный. Задумка режиссера показать Альму, уходящую в другой мир, трогательна. Талантливая и мужественная, преодолевшая страх, отчаяние и ужас нацистского ада, Альма совершиает в высшей степени нравственный подвиг. Узницы научились не только играть, но и верить, надеяться, ждать и во что бы то ни стало жить!
И они выжили. Их спасли русские солдаты. Во время боя им, пережившим ад, не было страшно от автоматных очередей, разрыва бомб, скрежета гусениц. Лагерь остался позади. Узники, ежедневно сталкивавшиеся со смертью и переживавшие её неоднократно, бежали навстречу жизни, забирая из ада свою музыку. Зал встаёт и аплодирует.
Звучит музыка К. Дебюсси «Ближе к мечте», слышится стук колёс поезда — зрители облёгчённо вздыхают, у многих слёзы на глазах. Кто-то зажигает фонарики. Я, сидящая в четвёртом ряду, смотрю назад – весь зрительный зал наполнен светом мобильных телефонов, как свечами памяти. Кажется, останавливается время, и увиденное на сцене словно не имеет срока давности. Все замирают: и артисты, и зрители.
Зал стоя вспоминает шесть миллионов жертв Освенцима. Никто не двигается с места. Звучат несмокаемые аплодисменты артистам – сотрудникам Дворца и детям, занимающимся в многочисленных его коллективах.
Я прихожу домой и ещё долго нахожусь под впечатлением увиденного в театре Дворца культуры имени И.И.Наймушина под руководством Ирины Александровны Жмуровой. Рассказываю маме, что музыка ада, сошедшая со страниц истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на усть-илимскую сцену, навсегда останется в моей памяти. Мама обнимает меня и плачет.
Арина Зарубина — ученица 7 класса МАОУ «Городская гимназия №1» г. Усть-Илимска. С 5 лет профессионально занимается плаванием, имеет второй взрослый разряд на дистанции 100 комплекс. На дорожках в бассейнах родного города и в городах Иркутской области совершенствует своё мастерство и спортивный талант, добиваясь высоких результатов. Успехи в плавании укрепляют мечту Арины об олимпийских победах. Спокойная, уровновешенная, с твердым характером, дисциплинированная и трудолюбивая, она, безусловно, достигнет своей мечты и в будущем порадует высокими спортивными достижениями.
Арина — девочка, способная тонко чувствовать и сопереживать. Уже не первый год проявляется её интерес к театральным спектаклям усть-илимского дворца культуры имени Ивана Ивановича Наймушина. (руководитель Дворца Ирина Александровна Жмурова, человек безгранично преданный культуре, организует просмотры интереснейших спектаклей, посвященных историческим деятелям России и знаменательным датам для обучающихся 17 школ города). Двадцать седьмого января 2022 г. Арина во второй раз посмотрела музыкально-хореографический спектакль «Аушвиц Биркенау». Впечатление от увиденного, такого далёкого и страшного прошлого пронзило девочку, заставило пережить непростые для её возраста эмоции. На уроках литературы с одноклассниками обсуждала спектакль, не могла остаться равнодушной от потрясающих душу зверствах нацистов. Как же можно молчать нам, живущим в 21 веке, об этих раздирающих душу фактах нечелоческого обращения с людьми? Арина приняла решение участвовать в объявленном на этот момент Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности». В выборе тематического направления не сомневалась – только это направление: «Произведения музыкального, изобразительного, драматического и кинематографического искусства как память о жертвах геноцида мирных советских граждан в годы Великой отечественной войны 1941-1945годов». Вот несколько строк из сочинения гимназистки: «27 января — День памяти жертв Холокоста. В этот день 1945 года советские войска освободили лагерь. И в этот день 2022 года, спустя 77 лет, в красивом таёжном городе Усть-Илимске на сцене ДК имени Ивана Ивановича Наймушина вновь, как и в прошлом году, состоялся музыкальный спектакль «Аушвиц Биркенау». Сцены из жизни лагеря смерти – открытие для меня, потрясшее душу год назад, заставившее задуматься над тем, как жестока война, как невыносимо знать о бесчеловечных, не поддающихся человеческому разуму зверствах фашистов, их чудовищных экспериментах над людьми — узниками нацистского лагеря. Этого забыть нельзя! Вот и сегодня я не упускаю возможность посмотреть спектакль. Прохожу фойе, вижу застывшие фигуры девочек и мальчиков, изображающих узников Освенцима. В зрительном зале занавес ещё закрыт, но декорации, расположенные у подножия сцены, уже вызывают в душе тревожное волнение. С одноклассниками, ребятами 14-15 лет, ждём начала действия, такого далёкого и тяжелого для нашего ума и сердец. Что многим предстоит увидеть впервые? А переосмыслить? В школе нам говорят, что страшные годы Великой Отечественной войны забвению не подлежат и нам следует знать и помнить трагические страницы нашей истории, чтобы не допустить их повторения. И я постараюсь узнать и запомнить…».
Арина не думала о победе в конкурсе. Она писала об увиденном на сцене как о пережитом ею самой — такова сила искусства на ум и сердце подростка. Эссе Арины — это порыв вдохновения и гражданской ответственности сказать хотя бы своим ровесникам о необходимости беречь мир и не забывать о связи времен.
Не так легко далась работа девочке, но труд её не прошёл бесследно: Арина обрела очень немало ценного для человека – сочувствие и милосердие, знания и память о далёких, не поддающихся человеческому разуму зверствах фашистов. Сегодня у Арины, ставшей победительницей Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» в указанной номинации, ещё одна задача: поблагодарить коллектив за пережитые впечатления от спектакля и приподнести в подарок к 30-летию Дворца Культуры имени И.И.Наймушина своё эссе «Музыка из ада: играть, чтобы жить», ведь в сочинении столько хороших слов и об актерах, проживших жизнь узниц барака №12 польского лагеря Аушвиц Биркенау.