«Открытка Рождества»

МАУК «ДК им. И.И. Наймушина» запускает
онлайн-акцию  рисунков «Открытка Рождества»
 

Рождество Христово, Крещение Господне — прекрасный повод сделать небольшое чудо своими руками и поздравить сувенирной открыткой пожилых и одиноких людей, ветеранов, вдов и детей  ВОВ.

Подарок, напоминающий о том, что ты сделал доброе дело, будет приятен каждому. Мы предлагаем вам совместно с ребенком до 14 января 2021 года отправить нам рисунок на тему: Рождество, Ангел Хранитель, сюжет которого послужит созданием праздничных открыток.

Акция «Открытка Рождества» пройдет в рамках благотворительной акции «Мешок добра» для социально-незащищенных жителей Усть-Илимска – выбранных подопечных МАУК «ДК им. И.И. Наймушина» с 19 января 2021 года.

С наступающим Сочельником!

Вы были когда-нибудь Мехоношей? А Колядником? Что делают эти люди в канун Рождества и на Святочной неделе? Смотрите историю, в которой мы приоткроем дверцу к давно забытым рождественским традициям наших предков. Разгадаем вместе эти маленькие «Тайны Рождества».

5 января

Ровно век назад Рождество, которое до этого сотни лет было всеобщим любимым праздником, за пару десятков лет утратило свое значение. Менялась страна, и вместе с ней менялись традиции и ломались устои. 

Песня «В лесу родилась елочка»

Текст популярной детской песенки написала русская поэтесса Раиса Кудашева в 1903 году. Впервые стихотворение опубликовали в декабрьском номере журнала «Малютка» — он выходил в Санкт-Петербурге. Через несколько лет музыку к словам создал агроном Леонид Бекман. Он сочинил ее для своей маленькой дочки, а так как ученый не знал музыкальной грамоты, мелодию записала его жена.

«Елочка» пережила несколько рождений. В 1900-х годах она стала очень популярной рождественской песенкой, ее исполняли и на домашних праздниках, и в гимназиях, и в детских приютах.

В Первую мировую войну, когда Рождество отмечали сдержанно, мелодия немного забылась. После революции гимн религиозного праздника и вовсе был негласно запрещен. «Елочка» вернулась уже к третьему поколению советских детей — в 1930-е годы — и стала не рождественской, а новогодней песенкой.

В новом Советском государстве все было по-новому — и будни, и праздники. Традиции христианского Рождества и светского Нового года изменялись и смешивались, иногда причудливым образом. В 1920-е годы искоренение религиозных праздников и замена их гражданскими стали частью философии «нового быта». Предоставив гражданам привычные выходные дни, нужно было наполнить их новым, атеистическим, полезным для коллектива содержанием.

Советская пресса утверждала, что в церковь люди ходят «как в клуб или кинематограф» — для того, чтобы провести свободное время, развлечься, пообщаться. «А остальное праздничное время убивается совсем уж бессмысленно

Чтобы отвлечь народ от церковного празднования и сопутствующих «безобразий», устраивали «комсомольское рождество». Главными мероприятиями были «безбожные карнавалы», «красные коляды» и просветительские беседы. Активисты объясняли, что в христианском Рождестве нет ничего особенного: у этого праздника языческие корни, его аналоги существуют во всех религиях.

Интересно: Еще несколько лет Рождество Христово оставалось «красным днем календаря». Наряду с этим за празднование налагался штраф, как за прогул.

В годы Первой мировой войны с рождественской елкой боролись как с «немецкой выдумкой», в 1920–30-е годы — как с «буржуазным пережитком». Но безуспешно: нарядное дерево было слишком привлекательным символом для усталых и обездоленных людей.

До революции украшение елки было довольно дорогим удовольствием, занимались им в основном обеспеченные горожане, а большинству населения обычай был не близок. Это позволило советской власти позаимствовать выгодный образ у религиозного праздника. Нарядная елка со сладостями и подарками производила огромное впечатление на детей из бедных семей.

Новая елка — новые герои. Владимир Бонч-Бруевич оставил хрестоматийный рассказ о том, как Владимир Ленин посетил школьную елку в Сокольниках в 1919 году: «В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы устроил. Он раздобыл маленькие электрические лампочки и накануне, поздно вечером, когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви елки. Ликованию и радости детей не было конца. Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними. <…> Он колол для них грецкие орехи, наливал в блюдечки чай из горячих стаканов, подкладывал сладостей и ласково следил за всеми, точно все они были его семьей».

В 1935 году официальная пропаганда совершила очередной кульбит. Елки вернулись на улицы и в дома, возобновилось производство елочных украшений, советские поэты в срочном порядке сочиняли стихи и песни для детских праздников. Елка снова королева праздника, но уже не рождественского, а новогоднего. Она стала выглядеть иначе: красная пятиконечная звезда на вершине заменила Вифлеемскую, вместо ангелов на ветвях — летчики, танки, ракеты.

31 декабря 1941 года Михаил Калинин обратился к советскому народу по радио: «Дорогие товарищи! Граждане Советского Союза! Рабочие и работницы! Колхозники и колхозницы! Советская интеллигенция! Бойцы, командиры и политработники Красной армии и Военно-Морского флота! Партизаны и партизанки! Жители советских районов, временно захваченных немецко-фашистскими оккупантами! Разрешите поздравить вас с наступающим Новым годом».

С 1954 года главная детская елка страны проводится в Кремле. В 1964 году на телеэкраны вышел первый новогодний «Голубой огонек». Леонид Брежнев становится родоначальником традиции ежегодного телеобращения главы государства к народу. Салат оливье, селедка под шубой, шампанское и мандарины появляются на праздничном столе, где и остаются по сей день.

Открытки

            Обычай дарить праздничные открытки пришел в Россию из Европы во второй половине XIX века. Однако похожий ритуал существовал и раньше: считается, что традиция отправлять открытку началась с визитных карточек. В то время на них помещали не только личные данные владельца, но и рисунки.

Например, на визитке Александра Суворова была изображена охота на диких кабанов. Другим предком современной рождественской открытки можно считать популярные в народе лубочные картинки, посвященные традиционным зимним развлечениям.

Первую рождественскую открытку в 1843 году заказал чиновник сэр Генри Коул. Он понял, что ему тяжело самому готовить поздравительные письма многочисленным друзьям и родственникам, и обратился к художнику Джону Хорсли. Хорсли создал несколько одинаковых карточек с изображением семьи Коулов за праздничным ужином. Вскоре эта идея стала популярной по всей Европе, и подобные открытки стали печатать тысячными тиражами. Кстати, одну из сохранившихся карточек первой партии 1843 года продали в 2001 году на аукционе за 22 500 фунтов стерлингов — это почти 2 миллиона рублей.

В России XIX века открытки назывались «открытыми письмами». Их отправляли по почте знакомым и дальним родственникам. Интересно, что по почтовым правилам на обороте карточки ничего, кроме адреса, писать было нельзя, поэтому текст поздравления умещали на лицевой стороне, рядом с иллюстрацией. Этот запрет был снят только в 1904 году.

Поначалу в нашу страну привозили иностранные карточки, а первые отечественные открытки с изображением Санкт-Петербурга, Москвы и других российских городов были напечатаны в 1895 году.

По одной из версий исследователей, автором первой рождественской открытки в России был художник Федор Беренштам. Вначале на карточках изображали христианские сюжеты, зимние пейзажи и детские подвижные игры. В создании дореволюционных карточек принимали участие известные художники: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Маковский и Николай Рерих. Одним из самых популярных оформителей открыток была иллюстратор Елизавета Бём.

Отправка рождественских открыток быстро стала модным увлечением: их посылали не только дальним родственникам, которых не могли поздравить лично, но и близким друзьям, и даже соседям.

После Октябрьской революции празднование Рождества и Нового года было запрещено, и традиция обмена открытками временно прекратилась. Вторую жизнь этот обычай получил во время Великой Отечественной войны. В то время поздравительные карточки были патриотичны: на них помещали фотографии героев, подписи «Новогодний привет с фронта!», «Папе на фронт!», встречались даже изображения Деда Мороза с автоматом в руках.

В советское время список дел у главного новогоднего волшебника расширился: он летал в космос, управлял автомобилем, занимался фотографией, работал на ЭВМ. Вместе с Дедом Морозом на рисунках изображали Снегурочку и лесных животных. Рождественская же тема вернулась на открытки лишь в начале 1990-х годов.

Елочная игрушка появилась в России примерно в 30-е годы XIX века. Традиция пришла из Германии. Поначалу украшения даже нельзя было назвать игрушками в современном понимании: на елку вывешивалось все, чем были богаты, — банты из дорогих тканей, крупные ювелирные украшения. Помните «Щелкунчика»? Елки украшали, как в сказке, — яблоками, конфетами, свечами. В 1880-е годы в Российской империи начали целенаправленно работать «на елку»: стали производить стеклянные бусы для украшения рождественского дерева. Первые игрушки из стекла изготовили в Клину во время Первой мировой войны: пленные немцы научили местных стеклодувов делать не только посуду, но и елочные шарики.

Во время Великой Отечественной войны елочные игрушки тоже выпускались — правда, очень маленькими партиями: танки, солдаты, самолеты. После 1947 года 1 января снова объявили праздничным выходным днем, а елочные игрушки стали разнообразнее: на ветвях красовались всевозможные герои сказок, милые зверята. После выхода фильма «Карнавальная ночь» в моду вернулись стеклянные бусы. В 1960-е случился космический бум, и на всех елках страны появились космонавты, ракеты, спутники, планеты. Настоящие фрукты и овощи с елок пропали, зато появились стеклянные, как демонстрация сельскохозяйственных успехов Союза. При Никите Хрущеве была особенно популярна кукуруза, царица полей. Правда, с приходом к власти Леонида Брежнева она с елок практически повсеместно исчезла.

Примерно в это же время появились первые елочные гирлянды, и именно в 1960-х в Советском Союзе прекратилось кустарное изготовление елочных игрушек, а фабричное производство поставило на поток бесконечные пластмассовые снежинки, шишки и шарики.

Автор: Культура.рф

4 января

Как гадали крестьяне

Почему крестьяне гадали накануне церковных праздников, когда говорили «чур меня» и зачем девушки подслушивали у соседей под окнами?

Гадания считались важным и ответственным делом: они отвечали на самые разные вопросы. Крестьяне верили, что в этом помогают магические силы — как правило, нечисть. Поэтому во время обряда распускали волосы, снимали кресты, перед ритуалом не крестились, а иконы поворачивали к стене. Церковь осуждала гадания — как языческое суеверие, однако крестьяне воспринимали ритуалы как «открывание Божьей воли» и за ответами на вопросы обращались в том числе к Священному Писанию.

Гадания считали опасными, так как злые духи могли навредить.  Чтобы защититься, во время ритуала нельзя было говорить, смеяться и оглядываться, нужно было держать друг друга за мизинцы или начертить защитный круг. Ворожбу следовало правильно завершить — перекреститься, убежать или «зачураться», то есть произнести магическое «чур меня».

Гадали накануне больших церковных праздников: считалось, что праздничная служба прогоняет нечисть, а потому судьбу у духов узнавали заранее. Главным магическим местом считали баню. Верили, что здесь водятся черти и кикиморы, а также обитает демонологический персонаж — банник.

В деревнях ворожили на воске, расплавленном металле, по священным и гадательным книгам. Во время гаданий пытались вычислить вора, определить колдуна или ведьму, найти пропавшую скотину. Спрашивали о важных и практичных вещах — о здоровье и будущем урожае, богатстве и погоде, причинах болезней и их исходе, о судьбе пропавших родных и о суженом, о верности супруга и об успехе поездки. Для ворожбы брали домашнюю утварь — кочергу, веник, горшок — а еще угли из печки, одежду, обувь, украшения.

Духов «подкармливали» едой с праздничного стола: хлебом, блинами, кашей.  На Святки гадали по случайным звукам: после захода солнца выходили на порог дома, к колодцам или перекресткам и внимательно прислушивались. Звон колоколов или стук топора считали недобрыми знаками, которые предвещали смерть или беду. Музыку, веселое пение или лай собаки расценивали как знак скорого замужества, а топот коня — как предвестник дальней дороги. Существовал также обычай ловить обрывки чужих фраз и толковать судьбу по ним. Девушки после праздничного застолья «ходили слушать» на улицу или шли к окну соседнего дома и прислушивались, о чем говорят хозяева: слова «возьми»«иди» предвещали свадьбу, а, например, слова «останься» или «сядь» — долгое девичество.

Также на Святки девушки гадали по восковой свече: считалось, если огонь горит ярко и плавно, то жизнь будет тихая и безмятежная, если мерцает и потрескивает, то хозяйке придется испытать много горя. Чья свеча погаснет первой, та проживет меньше всех из присутствующих, а чей огонек догорит последним, та будет жить дольше. В деревнях предсказывали судьбу, погоду и будущий урожай по гадательным книгам. Они были в основном переводными и пришли на Русь из Византии и других стран в Средние века. Книги предсказывали засухи, нашествия насекомых-вредителей, хозяйственные и политические события.

Однако самым популярным способом узнать судьбу долго оставалось гадание по псалтыри. Книгу раскрывали наугад и толковали первое слово и первый стих на странице как ответ на вопрос. Известен и другой способ: в псалтырь вкладывали записки с вопросами и ключ, а затем подвешивали книгу на палец человеку. Хорошим знаком считали, если она завертится на пальце. И хотя церковь не одобряла гадательные книги, но гадания по псалтыри не запрещала.

 

4 января 1908 года Анна Павлова впервые исполнила хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь».

Балерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века.

Девятилетняя Аня Павлова словно проснулась после премьеры «Спящей красавицы» в постановке Петипа. Застенчивая и мягкая от природы девочка чуть ли не впервые высказала твердое решение — посвятить свою жизнь танцу.

Первый выход на сцену Мариинки — уже во второй год обучения в дивертисментах и небольших вариациях. Анна Павлова уступала в технике Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной. Но в прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой балерине не было равных.

«Павлова— это облако, парящее над землей»,— писала пресса. А танцовщица лишь поражала вновь и вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли. Лебедь. Образ, что подарил балерине бессмертие. Балетмейстер Михаил Фокин поставил миниатюру на музыку Сен-Санса. Буквально экспромтом. Анна превратила безмятежность в трагедию. Безвременную кончину грациозного создания, и словно рана — рубиновая брошь.

«Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» — воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя». Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти Валентина Серова — эмблемой известной на весь мир антрепризы.

Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов. Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге.

Интересно: Голландцы вывели в честь Анны Павловой сорт тюльпанов, мексиканцы в знак восхищения бросали к ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, в Австралии именем удивительной танцовщицы назвали торт, в Нидерландах — один из самолетов. Утонченная русская балерина диктовала европейским модницам стиль. А-ля Павлова: изысканный атлас и манильские шали с кистями. Но есть образ неповторимый…

«Приготовьте мой костюм Лебедя!» — по легенде, последние слова великой Анны Павловой.

И еще немного о балете

В «Щелкунчике» впервые на русской сцене прозвучала челеста — самый молодой ударно-клавишный музыкальный инструмент, изобретенный за 6 лет до этого французом Огюстом Мюстелем. Чайковский, покоренный нежным звучанием челесты, лично привез ее из Парижа. Для музыкальной рождественской истории она подходила как нельзя кстати. Челеста прозвучала в танце Феи Драже — на балу в Конфитенбурге. Хрустальные перезвоны и воздушный танец итальянки Антониэтты Дель-эра передавали одновременно и прелесть, и хрупкость сказочного мира.

Петр Ильич Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик» слушать https://www.culture.ru/materials/163183/ot-shelkunchika-do-charodeev-7-melodii-o-novom-gode

А ещё, сегодня Всемирный день азбуки Брайля. Каждый день мы пользуемся азбукой для слепых, придуманной Луи Брайлем, не замечая этого. Брайлевскими бывают калькуляторы, часы с открывающимся стеклом и даже настольные игры. Брайлевские шахматы и шашки для слепых с виду похожи на обычные, если не считать специальной бороздки у основания, указывающей на принадлежность к определенному цвету. Деньги, сотовый телефон… и вывеска Дворца культуры им. И.И. Наймушина имеют шрифт для слабовидящих людей.

Чем утоляли жажду на Руси

До появления чая и кофе на Руси пили сбитень, медовуху, квас и кисель. Густые напитки на меду с травами не потеряли свою актуальность и сегодня. Ими можно согреться после прогулок по морозным улицам и укрепить свое здоровье.

Интересно: Пару столетий назад напитки на основе меда были самыми популярными. Мед был значительно дешевле сахара, поэтому и мед, и напитки, его содержащие, считались самым доступным средством от всех болезней.

 «Все пиры, которые мы помним, — со времен князя Игоря или княгини Ольги. На этих пирах пили меды. Мы можем взять летописи Нестора, открыть, и в Повести временных лет прочтем, что Ольга потчевала свою дружину медами. И все сидели, гудели, пели, ели меды. Таким образом, мы довольно долго не знали крепких напитков, что, видимо, было большим благом для народа».Эльмира Меджитова, историк русской и советской кухни 

Медовуха безалкогольная

Мед положить в большую кастрюлю, залить холодной водой (1 к 7) и довести до кипения на слабом огне. В процессе кипения нужно снимать пену, а когда она перестанет появляться, кастрюлю можно убрать с плиты. Затем в теплую воду с медом добавить дрожжи и поставить на месяц в теплое место. По истечении месяца в массу опять положить дрожжи и оставить «питьевой мед» настаиваться еще на месяц. После этого можно процеживать и разливать по бутылкам. Домашняя медовуха не портится шесть месяцев.

Сбитень (русский глинтвейн)

Этот напиток появился на столах наших предков около тысячи лет назад. Сбитень подавали в чайниках. О сбитне сочиняли песни, пословицы и поговорки, а изображение сбитенщика встречалось на лубочных картинках, старинных гравюрах, на страницах романов и повестей. Напиток носили в медных баклагах, завернутых в одеяло, и продавали на улицах, в трактирах, чайных, на базарах и ярмарках. Иностранные дипломаты, посещавшие Россию во времена Петра I, тоже очень полюбили «русский глинтвейн».

Интересно: Сбитень впервые упоминается в летописи в 1128 году. Великий князь Всеволод на боярском пиру приказал выставить на столы перевар (сбитень). Первый рецепт его приготовления можно найти в «Домострое» XVI века. Сбитень заменял русскому народу чай и кофе до конца XIХ века.

«А вот сбитень, вот горячий! Кому сбитню моего? Все кушают его: и воин, и подъячий, и лакей, и скороход, и весь честной народ. Сбитень горячий пьют и подъячи! Сбитень-сбитенек пьет щеголек», — зазывали на свой товар сбитенщики (баклажники). «А вот сбитень, вот горячий! Кому сбитню моего? Все кушают его: и воин, и подъячий, и лакей, и скороход, и весь честной народ. Сбитень горячий пьют и подъячи! Сбитень-сбитенек пьет щеголек», — зазывали на свой товар сбитенщики (баклажники).

Сбитень обыкновенный. Состав: вода — 1 л, мед — 1 кг, 4%-ный уксус — 2 ст. л., молотый имбирь — 1 ч. л., молотый черный перец — 1/2 ч. л., тертый корень хрена — 1 ч. л.
Горячую воду с уксусом, имбирем, перцем, хреном кипятить 15–20 минут, добавить мед, быстро перемешать, довести до кипения.

Интересно: Наши предки в деревнях использовали квас как профилактическое средство от цинги и чахотки. На один рубль можно было купить полную бочку кваса.

Напиток не растерял своей лечебной ценности и в наши дни. Квас не только бодрит и прекрасно утоляет жажду, но и благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.

3 января

До первой звезды нельзя

За 40 дней до Рождества начинается Рождественский (или Филиппов) пост. Он достаточно строгий, а его окончание, когда не благословляется даже рыба, по времени как раз совпадает с празднованием Нового года. А шестого января не положено и есть ничего, кроме сочива. Считается, что именно это блюдо и дало название Сочельнику – последнему дню перед Рождеством. Его ели вечером, когда на небе появлялась первая звезда — блюдо из злаков, орехов и сушеных фруктов должно было дать сил выстоять долгую рождественскую службу. В Сочельник же начинали готовиться к рождественскому застолью — по обычаю нужно было приготовить как минимум 12 разных блюд, по числу святых апостолов. Конечно, такую традицию выдержать было сложно — для такого богатого меню нужно было обладать определённым достатком. Чтобы его как раз и приманить, к Рождеству выпекали целые стада козуль – пряничков в виде животных. Они были и лакомством, и оберегом для дома.

В северных деревнях козуль либо вырезали из раскатанного теста специальной формой (которую берегли и передавали по наследству), либо лепили, как глиняную игрушку. Пекли их сначала из ржаной муки, позже – из пшеничной, затем к ней стали добавлять жженый сахар, а в XVIII веке северянам стали доступны различные пряности, и козули стали ещё вкуснее. Тесто для них готовили сильно заранее, выдерживали на морозе – считалось, что от этого его качество улучшается. Готовые пряники покрывали белой сахарной или розовой глазурью, которую получали с помощью сока клюквы или брусники.

Мы предлагаем вам постряпать с детьми рождественское лакомство «Козули»

КОЗУЛИ, рецепт из Архангельской области

Обжечь 1 стакан сахара, растворить в стакане горячей воды. Добавить ещё 2 стакана сахара (до полного растворения), 150 г сливочного масла, 1 чайную ложку корицы, гвоздики и соды, 1 яйцо и 2 желтка. Засыпать около 0,5 кг муки, вымесить тесто, чтобы оно не прилипало к рукам. Тесто выдержать в кастрюле и целлофане в прохладном месте неделю. После этого добавить в тесто ещё 0,5 кг сахарного песка и раскатать его до толщины 0,5 см. Раскатанное тесто вырезать формами из жести или плотной бумаги и выложить на противень, смазанный маслом. Смазать пряники взбитым яйцом с водой в соотношении 1:1 и поставить в духовку. Выпекать 5 — 7 минут. Готовым пряникам дать просохнуть, после чего снять их с противня и украсить глазурью.

Русский  поэт Николай Михайлович Рубцов (1936–1971). 3 января ему бы исполнилось  85 лет со дня рождения. Родился поэт в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме. Вологодская «малая родина» дала ему главную тему будущего творчества — «старинную русскую самобытность», стала центром его жизни, «землей… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным». Первая книга стихов «Лирика» вышла в 1965 Архангельске. Затем были изданы поэтические сборники «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (19691 «Сосен шум» (1970). Готовившиеся к печати «Зеленые цветы» появились после смерти поэта, который трагически погиб в ночь на 19 января 1971 года.

Интересно: Будучи человеком мистического склада, поэт любил разного рода предсказания и гадания, знал много небылиц про нечистую силу и порой темными ночами рассказывал их друзьям по общежитию Литинститута «на сон грядущий». Однажды он решил погадать на свою судьбу — из черной копировальной бумаги вырезал самолетики, открыл окно и, присвоив каждому самолетику имя одного из присутствующих, стал пускать их в окно. Первый самолет плавно пролетел несколько метров и сел на снег, второй -тоже. «А это — моя судьба», — сказал Рубцов и запустил третий самолет. Едва тот взмыл в воздух, его подхватило неизвестно откуда взявшимся ветром (погода в тот вечер была тихая) и резко швырнуло вниз. Увидев это, Рубцов потемнел лицом, закрыл окно и больше самолетики не пускал.

Вашему вниманию мы представляем Зимнюю песню на стихи Н. Рубцова: «Зимняя песня»