Пётр Алексеевич Романов.
Временем возникновения северной столицы в России принято считать 16 мая 1703 года, когда Петром Алексеевичем был заложен первый камень в основание нового града.
Петром был взят Шлотбург (быв. Ниенщанц), и на местах нынешнего города император задумывает построить еще одну крепость, уже с именем «Санкт-Питер-Бурх». Позже это название распространяется и на весь город. Крепость закладывается на острове Енисари (что означает Заячий) и является первым сооружением новой столицы. Поначалу, конечно, на месте этой крепости (урл на Петропавловку) была сооружена лишь одна батарея, но уже 29 июня здесь произвели первый банкет для гвардии, перешедшей сюда из Ниенщанца и поселившейся в уже новых казармах.
С 1712 года Петербург провозглашен российской столицей, коей он пробудет до 1918 года.
Для Петра I решение о переносе столицы было отнюдь не праздной прихотью. На то имелось несколько причин, и одна из них заключалась в специфическом отношении Петра к Первопрестольной.
«Пётр не любил Москвы, – писал Пушкин, – где на каждом шагу встречал воспоминания мятежей и казней, закоренелую старину и упрямое сопротивление суеверия и предрассудков».
Болотистая дельта Невы была не самым удачным местом для строительства города, но едва ли не единственным, позволявшим связать кратчайшим морским путем Россию и Европу. Закладка в 1703 году Петропавловской крепости, с которой начался Санкт-Петербург, отвечала не только военно-стратегическим интересам Петра I, но и его устремлениям налаживать всесторонние контакты с европейскими странами «Окно в Европу».
Александр Сергеевич Пушкин.
В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни — лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка — дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как «град Петров» и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.
Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время — столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией, оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина.